Этапы проведения закупок способом запроса котировок. Запрос котировок на поставку – простой способ госзакупок Подготовка котировочной заявки включает

Запрос котировок

Запрос котировок - это упрощенная форма торгов. В случае с запросом котировок "упрощенность" заключается в том, что не проводится никаких торгов, очень ограниченный объем документации (запроса котировок). Очень простая также форма котировочной заявки.

Извещение о запросе котировок

Документ, который содержит основную информацию о запросе котировок
  • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.
Запросы котировок применяются заказчиками, когда максимальная (начальная) сумма контракта - менее 500 000 рублей.

Эту сумму можно разбивать: запрос котировок на 50 000 рублей, : запрос котировок на 100 000 рублей: запрос котировок на 150 000 рублей и т.п..

Причем есть ограничение: не более 500 000 рублей (в сумме) в квартал, по данным направлениям (работам, услугам или товарам).

Если в текущем квартале 500 000 "выбраны", то следующие заказы, даже очень маленькие, заказчик обязать размещать как электронные аукционы.

Новый закон, ФЗ-44, заменил 500-тысячный лимит на 10%-1 лимит в отношении общего объема одноименных заказов в год.

Запрос котировок. Запрос предложений.

По своей сути запрос котировок - это ничто иное как запрос предложений о цене (стоимости) выполнения работ.

Запрос котировок. Протокол рассмотрения котировочных заявок.

После рассмотрения котировочных заявок формируется протокол рассмотрения котировочных заявок, где указаны участники, подавшие котировочные заявки, распределенные в соответствии с предложенными ими ценами.

Участник, предложивший в котировочной заявке наименьшую сумму, становиться победителем запроса котировок, о чем также есть отметка в протоколе рассмотрения котировочных заявок. С победителем и заключается государственный (муниципальный) контракт.

Запрос котировок. Форма запроса котировок.

Форма запроса котировок: упрощенно

  • Начальная цена запроса котировок
  • Сроки проведения запроса котировок
  • Инфо о товарах или услугах, которые являются предметом запроса котировок
  • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.

Запрос котировок. Сроки проведения запроса котировок.

  • Если максимальная цена ниже 250 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 4 дня.
  • Если максимальная цена выше 250 000 рублей и ниже 500 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 7 дней.
Ценовое предложение делается 1 раз - в котировочной заявке. Более подробно о котировочных заявках в соответствующем разделе сайта.

Извещение - это документ, которым заказчик фактически приглашает потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принять участие в процедуре выбора лучшего для заключения контракта с ним.

В извещении о запросе котировок необходимо указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта;
  • срок и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) и ее обоснование;
  • форму заявки на участие в запросе котировок и порядок ее подачи;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство , на участие в определении поставщика;
  • преимущества, которые предоставляет заказчик (см. подробнее Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и Как проводить закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов );
  • сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно частям 8-26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Перечень сведений, которые должно содержать извещение, устанавливает часть 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. При запросе котировок на энергосервис в извещении дополнительно необходимо указать сведения, приведенные в частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! В извещении нельзя устанавливать требования, которые могут ограничить количество участников закупки. Например, в извещении нельзя указывать наименования организаций - производителей товаров, места происхождения, те или иные знаки обслуживания и т. п. Извещение может упоминать товарные знаки только в одном случае - если нужно указать средства труда при выполнении работ или услуг, но не как предмет контракта. Такие правила устанавливает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

См. примерную форму извещения о запросе котировок .

Заказчик может изменить извещение не позднее чем за два дня до момента, когда закончится (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). Однако в таком случае участники закупки смогут исправить или отозвать свои заявки. Это они должны будут сделать до окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Может ли ФАС России признать закупку недействительной из-за орфографической ошибки (опечатки) в извещении о проведении запроса котировок?

Нет, орфографическая ошибка (опечатка) в извещении о запросе котировок - не основание для того, чтобы признать закупку недействительной.

Обоснование: Требования к извещению о запросе котировок приведены в части 1 статьи 73 и частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ. Там есть только , которую обязательно нужно указать в извещении, а не требования к ней.

Исходя из буквального толкования Закона № 44-ФЗ орфографическая ошибка (опечатка) - это не нарушение. Значит, оснований признать закупку недействительной нет.

Но такая ошибка или опечатка может привести к административной ответственности заказчика по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

Обоснование: Ошибка или опечатка в извещении (например, в наименовании объекта закупки) затруднит участникам поиск информации в ЕИС. В этом случае ФАС России признает ошибку нарушением законодательства на том основании, что она приводит к ограничению количества участников (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Такой вывод следует из положений письма ФАС России от 4 сентября 2009 г. № АК/3415-ПР и подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № ВАС-11085/10, постановления ФАС Московского округа от 15 июня 2010 г. № КА-А40/5663-10, от 3 июня 2010 г. № КА-А40/5388-10).

При этом Арбитражный суд Московской области в решении от 8 декабря 2009 г. № А41-35302/09 отметил, что ФАС России может привлечь организацию к ответственности не всегда. Для этого необходимо доказать, что ошибка или опечатка сделана умышленно с целью ограничения числа участников (т. е. не является технической ошибкой).

Несмотря на то что приведенная арбитражная практика и разъяснения ФАС России относятся к периоду действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее - Закон № 94-ФЗ), их можно использовать и сейчас. Сделанные в них выводы актуальны и в условиях действующего законодательства.

При разработке документов для проведения запроса котировок ответственный сотрудник допустил технические ошибки (не исправил «товары» на «услуги», «работы» или «поставку товаров» на «оказание услуг, выполнение работ»). Может ли ФАС России из-за этого признать закупку недействительной?

Такой риск есть, но заказчик сможет оспорить решение ФАС России в суде.

Технические ошибки (не орфографические) в документации и извещениях о закупке - не редкость. Бывает, что при разработке документов ответственный сотрудник копирует документацию из предыдущей закупки или создает шаблоны документов, в которые при новой закупке вносит незначительные изменения. И в таких случаях возникают ситуации, когда в какой-то части документации не замечают и не исправляют «товары» на «услуги», «работы» или «поставка товаров» на «оказание услуг, выполнение работ» и прочие технические ошибки. При проверке контролирующие органы могут признать их нарушением, а закупку - недействительной. Но заказчик может оспорить это в суде.

Так, Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10 июля 2014 г. № 07АП-5337/2014 пришел к выводу, что решение УФАС России не обосновано. Спор возник из-за того, что заказчик в форме заявки на участие вместо слов «участник размещения заказа согласен оказать услуги в полном объеме» ошибочно указал «участник размещения заказа согласен поставить товар в полном объеме». Но такая техническая ошибка в приложении к извещению не может ввести в заблуждение и не ограничивает число возможных участников запроса котировок. Ведь предмет закупки в извещении был указан правильно.

Этап 3. Публикация извещения и направление запросов о представлении котировок

Контрактный управляющий (сотрудник контрактной службы) должен разместить в Единой информационной системе (далее - ЕИС):

  • извещение о запросе котировок;
  • информацию о нуждах заказчика;
  • проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (ч. 2 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

А вот закупочную документацию размещать не надо. Закон этого не предусматривает. Значит, и участники запроса котировок не могут направлять запросы о ее разъяснении.

Об этом сказано в части 1 статьи 74 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15203.

Срок для размещения - не позднее чем за семь рабочих дней до . Извещение можно публиковать и за четыре рабочих дня до истечения указанного срока. Но это возможно, если:

  • сумма закупки не превышает 250 000 руб.;
  • закупают продовольствие, лекарственные средства, топливо, необходимые для оказания скорой медицинской помощи или для нормального жизнеобеспечения граждан.

Извещение должно быть в бесплатном доступе в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Такой порядок предусматривают части 1 и 2 статьи 74 Закона № 44-ФЗ.

Если из-за технических сбоев в ЕИС невозможно опубликовать информацию о закупке, это необходимо сделать незамедлительно, как только система снова заработает. При этом о возникших трудностях нужно сообщить в службу техподдержки.

Заказчик (уполномоченный орган) также может опубликовать извещение в любых средствах массовой информации, включая электронные. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

Одновременно с публикацией извещения заказчик (уполномоченный орган) может направить запросы о представлении котировок . В таком случае в рассылку включаются не менее трех лиц, которые могут реализовать требуемый предмет закупки (ч. 3 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Однако есть ситуации, когда без направления запроса заказчику не обойтись. Это касается ситуаций, когда запрос котировок организуют:

  • либо для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
  • либо для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • либо для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Этап 4. Прием заявок

При приеме заявок нужно учитывать следующее.

1. Срок. Срок подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ). И даже если этот , участник, чью , подать повторную уже не сможет. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 25 июня 2015 г. № Д28и-1916 (доведено письмом ФАС России от 29 июля 2015 г. № АЦ/38364/15).

Прием заявок прекращается в момент, когда:

  • начинается вскрытие конвертов с заявками участников и
  • происходит открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде (ч. 7 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Заявки, полученные после, не рассматривают и в тот же день возвращают отправителям с уведомлением об этом (ч. 5 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

2. Форма. Участники могут подать заявку на участие в запросе котировок:

  • либо в письменной форме. При этом конверт с заявкой должен быть запечатан;
  • либо в электронной форме через ЕИС. При этом доступ к электронному документу должен быть закрыт до срока вскрытия конвертов, указанного в извещении (ч. 2 ст. 77 Закона № 44-ФЗ), а заявка - содержать усиленную электронную подпись (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).

3. Количество. Любой претендент на заключение контракта может подать только одну заявку на участие в запросе котировок.

Но может случиться так, что:

  • один участник подаст две и более заявки. В таком случае их рассматривают и в тот же день возвращают отправителю с уведомлением об этом (ч. 4 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • до момента вскрытия конвертов не будет подано ни одной заявки. В таком случае запрос предложений признается несостоявшимся.

4. Подтверждение. Так, заказчик должен:

  • зарегистрировать каждую котировочную заявку в журнале ;
  • по требованию участника выдать расписку , в которой указать дату и время получения заявки;
  • отправить участнику подтверждение (в письменном или электронном виде) о получении заявки в форме электронного документа в день ее поступления.

Такой порядок устанавливает часть 3 статьи 77 Закона № 44-ФЗ.

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа)

На этом этапе члены комиссии по проведению запроса котировок:

  • вскрывают конверты с заявками и
  • открывают доступ к заявкам, поступившим в электронной форме.

При вскрытии конвертов нужно объявить:

  • информацию о месте, дате, времени вскрытия конвертов;
  • наименование (фамилию, имя, отчество), почтовый адрес каждого участника, конверт которого вскрывается, его предложение цены контракта.

При этом нужно соблюсти следующие требования:

1. Процедуру вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам) нужно проводить в том месте и в то время , которые указаны в извещении.

2. Участникам нужно обеспечить возможность присутствовать лично или через своих представителей при вскрытии конвертов с заявками (или при открытии доступа к электронным заявкам).

3. В ходе процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа заказчик обязан обеспечить аудиозапись . Участники также могут вести аудио- и видеозапись вскрытия конвертов.

Об этом сказано в частях 1, 2, 5 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Этап 6. Рассмотрение и оценка заявок

Все поступившие заявки нужно рассмотреть и оценить в (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности. Результаты рассмотрения заявок необходимо отразить в .

Заявки должны содержать информацию об участнике (наименование организации или Ф. И. О. гражданина, место нахождения, банковские реквизиты и т. д.), а также:

  • предложение о цене контракта;
  • согласие исполнить условия контракта, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок;
  • наименование и характеристики поставляемого товара;
  • документы, которые подтверждают право на получение преимуществ при участии в закупке;
  • ИНН учредителя (при наличии);
  • декларацию о принадлежности участника к СМП или СОНКО , если закупка проводится только среди таких участников;
  • документы (заверенные копии), которые подтверждают, что предлагаемый товар, работа или услуга соответствует условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска - если такие требования установлены.

Такой перечень указан в части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. Если же участник претендует на заключение энергосервисного контракта, он должен дополнительно указать сведения, приведенные в части 6 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

А вот указывать то, что участник - не офшорная компания, не нужно. Подтверждением этого будет сам факт подачи заявки на участие (ч. 3.1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Ведь офшорным компаниям участвовать в закупках запрещено .

Комиссия отклоняет заявку в следующих случаях.

1. Заявка не соответствует требованиям, которые указаны в (в т. ч. единым требованиям или некоторым требованиям технического задания ).

Если в заявке нет данных о том, соответствует ли участник единым требованиям, то комиссия может проверить их любым доступным способом. Например, она может использовать общедоступные базы данных органов власти, реестры и другие официальные источники информации (письма Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. № Д28и-2703, от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2788).

Пример рассмотрения котировочной заявки

Объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности. Участники должны иметь соответствующую лицензию.

Заказчик должен отклонить заявку, если необходимой лицензии нет. Но при этом он не может в извещении установить требование к участникам о представлении копии лицензии, поскольку она в состав заявки не включена (ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Нельзя отклонить заявку из-за того, что такой копии нет.

Но заказчик может проверить наличие либо отсутствие лицензии другими способами. Например, он может направить запросы в лицензирующие органы, изучить реестры лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.

Совет: Если в итоге после проверки заявку отклонили из-за несоответствия конкретным критериям, то это целесообразно обосновать - на тот случай, если участник обратится с жалобой в ФАС России. То есть нужно быть готовым объяснить, почему принципиально наличие именно таких свойств товара.

2. Предложенная цена товаров (работ, услуг) превышает максимальную цену, которая указана в извещении о проведении запроса котировок.

3. Участник не представил:

  • документы на получение преимуществ при проведении закупки,
  • информацию о цене товара (работы, услуги) и
  • согласие исполнить условия контракта.

Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя.

Нужно ли отклонить заявку на участие в запросе котировок, если участник допустил арифметическую ошибку в итоговой сумме? Цены, предложенные по позициям товаров (работ, услуг), ниже, чем у других участников.

Нет, не нужно.

Закон № 44-ФЗ содержит . Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации цена, которую предложил участник в котировочной заявке, не превышает цену в запросе котировок. Поэтому если она соответствует всем другим требованиям, которые содержит извещение о проведении запроса котировок, то оснований для ее отклонения нет.

Внимание! Если заказчик необоснованно отклонит заявку, которая содержит лучшее предложение, то результат закупки признают недействительным.

Также отклоненный участник сможет обратиться в суд за получением упущенной выгоды.

Так, Арбитражный суд Липецкой области удовлетворил подобный иск участника и взыскал с заказчика сумму неполученной участником прибыли (решение от 27 мая 2015 г. по делу № А36-6879/2014).

Такой порядок приведен в части 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в пункте 5 письма Минэкономразвития России от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Победителем признается участник закупки, чья заявка:

  • отвечает всем требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок;
  • содержит наиболее низкую цену товаров (работ, услуг).

Особые правила установлены для следующих случаев.

Ситуация 1. Несколько участников предложили одну и ту же (самую низкую) цену. В таком случае победителем признают того, чья котировочная заявка поступила раньше (ч. 6 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 2. Подана только одна заявка, которая соответствует всем требованиям. В таком случае запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 3. Котировочная комиссия признала только одну заявку соответствующей всем требованиям. В таком случае также запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 4. Котировочная комиссия отклонила все заявки. В этом случае необходимо продлить на четыре рабочих дня. Для этого нужно:

  • в течение одного рабочего дня после первоначального срока подачи разместить в ЕИС извещение о продлении срока;
  • направить запрос о подаче заявок на участие трем (или более) участникам, которые могут выполнить контракт.

Если после этого ни один участник не подаст заявку, закупку нужно провести снова. Но если есть одна заявка, которая соответствует всем требованиям, то нужно заключить контракт с ее автором.

Об этом сказано в частях 2, 3, 4 статьи 79 Закона № 44-ФЗ.

Протокол

В протоколе необходимо указать сведения:

  • о заказчике;
  • о существенных условиях контракта;
  • обо всех участниках, которые подали заявки на участие в запросе котировок;
  • о наиболее низкой предложенной цене товаров (работ, услуг);
  • об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель, или об участнике, который предложил лучшие после победителя условия.

Такой перечень приводит часть 8 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Протокол составляют в двух экземплярах и подписывают все члены комиссии. Один экземпляр остается у заказчика, второй - в течение двух дней необходимо передать победителю (ч. 8 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Этап 7. Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок. Разъяснение результатов

Подписанный необходимо разместить в ЕИС. Сделать это нужно в день подписания.

После этого участники могут обратиться с запросом о разъяснении результатов запроса котировок. Ответ на указанный запрос нужно дать в течение двух рабочих дней со дня его поступления. Такое правило содержит часть 10 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Если заказчик составит протокол с нарушением установленных требований или не разместит его вовремя в ЕИС, то есть риск административной ответственности.

Так, часть 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). На контрактного управляющего (сотрудников контрактной службы) могут наложить штраф в размере 10 000 руб.

Об этом заказчикам напоминает и Минэкономразвития России в своем письме от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2117.

Этап 8. Заключение контракта

По итогам запроса котировок заказчик заключает с победителем контракт. Это нужно сделать не ранее чем через семь и не позднее чем через 20 дней с даты подписания (ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). Течение срока определяется в календарных днях.

Обоснование: Закон № 44-ФЗ в части 13 статьи 78 не уточняет, в каких днях (рабочих или календарных) нужно исчислять установленный срок. Однако об этом свидетельствует следующее.

1. В ряде случаев Закон № 44-ФЗ четко указывает, что для определения срока нужно учитывать рабочие дни (ч. 6 ст. 44, ч. 3 ст. 45, ч. 4 ст. 49, ч. 21 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). То есть если срок не установлен в рабочих днях специально, то его нужно исчислять в календарных днях. Поэтому при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни.

2. В общих положениях Гражданского кодекса РФ о порядке определения срока указано: «Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало» (ст. 191 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В ситуации, когда Закон № 44-ФЗ не указывает порядок определения срока, надо применять положения Гражданского кодекса РФ (ст. 2 Закона № 44-ФЗ). То есть при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни. Этот вывод подтверждает арбитражная практика - см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2010 г. № КГ-А40/9259-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2007 г. № Ф04-8394/2007(40728-А45-31). Несмотря на то что приведенные постановления относятся к периоду действия Закона № 94-ФЗ, эту практику можно использовать и сейчас. Сделанные в ней выводы не противоречат действующему законодательству.

Победитель вместе с подписанным контрактом должен передать заказчику:

  • заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации (для иностранных организаций).

Если победитель не представит эти документы в срок, указанный в извещении, то его необходимо признать уклонившимся от заключения контракта.

В таком случае заказчик заключает контракт с участником, который предложил:

  • либо такую же цену, как и победитель;
  • либо лучшую цену после победителя (если она не превышает НМЦК и такую цену, как победитель, больше никто не предложил).

Если такой участник откажется от заключения контракта, то его также признают уклонившимся от заключения контракта.

Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в запросах котировок, проводимых в рамках 44-ФЗ. Запрос котировок по праву можно считать самым простым, быстрым и популярным среди поставщиков способом закупок. Именно поэтому мы подробно рассмотрим данную процедуру и разберемся в особенностях ее проведения. Материал статьи будет полезен, как новичкам, так и более опытным участникам закупок. Располагайтесь поудобнее, полезной информации будет много. Итак, поехали… (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.09.2018 г.).

1. Что такое запрос котировок и почему он так популярен?

Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.

Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.

То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.

Основные особенности запроса котировок по 44-ФЗ

  1. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей;
  2. Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок Заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей;
  3. Подать можно только одну котировочную заявку на одну закупочную процедуру.

2. Виды запросов котировок по 44-ФЗ

Запросы котировок, проводимые в рамках 44-ФЗ, бывают двух видов: “бумажные” и электронные.

Запрос котировок в бумажной форме

Заявка на участие в такой процедуре готовится и подается в бумажной форме в запечатанном конверте. Процедура проведения регламентируется статьями 72 — 82 44-ФЗ. Запрос котировок в бумажной форме будет использоваться Заказчиками до 31.12.2018 года.

Преимущества и недостатки бумажного запроса котировок

К преимуществам относятся:

  • не важен опыт и срок регистрации участника (единственный критерий — цена);
  • короткие сроки процедуры (4-7 рабочих дней на прием заявок, вскрытие, рассмотрение и оценка заявок осуществляются в один день);
  • простота процедуры;
  • обеспечение заявки отсутствует.

К недостаткам можно отнести:

  • время на подготовку и отправку заявки (необходимо распечатывать и подписывать документы, запечатывать их в конверт и отправлять заявку лично, либо с помощью курьерских служб);
  • территориальное ограничение (в виду того, что сроки приема заявок составляют 4-7 рабочих дней, то не всегда удается подать заявку в другом регионе);
  • невысокая цена (многих участников не привлекают мелкие заказы до 500 тыс. рублей. Однако для небольших организаций и ИП это скорее преимущество, чем недостаток);
  • непрозрачность процедуры (велика вероятность подтасовки конвертов с заявками при вскрытии таких конвертов комиссией);
  • запросы на разъяснение положений документации 44-ФЗ не предусмотрены, т.к. отсутствует сама документация как таковая.

Запрос котировок в электронной форме

С 1 июля 2018 года Заказчики получили ПРАВО проводить запрос котировок в электронной форме (сокращенно ЗКЭФ), а начиная с 01.01.2019 года Заказчики будут ОБЯЗАНЫ проводить все закупки в электронной форме без исключения, в т.ч. и запросы котировок. Данные процедуры проводятся на “федеральных” электронных площадках, список которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р.

В этот список вошли следующие электронные площадки:

  1. ЗАО «Сбербанк-АСТ» (//sberbank-ast.ru);
  2. ООО «РТС-тендер» (//rts-tender.ru);
  3. АО «Единая электронная торговая площадка» (//roseltorg.ru);
  4. Национальная электронная площадка (//etp-ets.ru/);
  5. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (//zakazrf.ru);
  6. АО «Российский аукционный дом» (РАД) (//lot-online.ru/home/index.html);
  7. АО «ТЭК – Торг» - (//tektorg.ru/);
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» - (//etpgpb.ru/);
  9. ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (специализированная электронная площадка для проведения закрытых процедур) - (//astgoz.ru/).

Для того, чтобы принимать участие в электронных запросах котировок у вас должна быть в наличии и на 8-ми “федеральных” электронных площадках.

Важный момент! Старый порядок аккредитации на площадках действует до 31.12.2018 года. С 01.01.2019 года участники закупок будут сначала проходить регистрацию на сайте (ЕИС) — //zakupki.gov.ru/ , а затем аккредитацию на площадках. Участники, у которых уже есть аккредитация на “федеральных” площадках, будут обязаны дополнительно пройти регистрацию на сайте ЕИС в период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.

Процедура проведения ЗКЭФ регламентируется статьями 82.1 — 82.6, 83.2 44-ФЗ.

Преимущества и недостатки электронного запроса котировок

Для ЗКЭФ справедливы все те преимущества, что были указаны выше для бумажного запроса котировок, а также можно добавить еще несколько преимуществ:

  • электронная форма проведения;
  • минимальное количество времени на подготовку и подачу заявки;
  • прозрачность процедуры (Заказчик не знает ценовых предложений участников и не может подтасовать документы при определении победителя);
  • отсутствие территориальных ограничений.

К недостаткам можно отнести:

  • для участия в процедуре нужна квалифицированная электронная подпись и аккредитация на электронных площадках (учитывая тот факт, что с 01.01.2019 года абсолютно все закупки будут проводиться в электронной форме, то подпись и аккредитацию можно смело отнести к обязательным инструментам любого участника);
  • высокая конкуренция (поскольку подать заявку на участие в ЗКЭФ теперь можно из любой точки РФ, велика вероятность, что число участников в данной процедуре может увеличиться).

Однако на сегодняшний момент запрос котировок в электронной форме не очень активно используется Заказчиками при проведении закупок. По состоянию на 2 сентября 2018 года на сайте ЕИС размещено всего 208 процедур, по которым можно подать заявки.

А вот запросов котировок в бумажной форме в 45 раз больше — 9400.

3. Порядок проведения запроса котировок в бумажной форме

Извещение о проведении запроса котировок размещается Заказчиком на официальном сайте ЕИС. Причем сроки размещения такого извещения могут быть разными: не менее 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок при НМЦК от 250 тыс. рублей до 500 тыс. рублей и не менее 4 рабочих дней при НМЦК до 250 тыс. рублей.

Одновременно с размещением извещения на сайте Заказчик также ВПРАВЕ направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам , осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками.

Заявка подается участником в бумажной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки. Участником может быть любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Важный момент! Участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок лишь в том случае, если Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок (ч.1 ст.77 44-ФЗ). Причем Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок. А отказаться от проведения закупки Заказчик вправе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок.

Вскрытие поступивших конвертов с заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются котировочной комиссией Заказчика в один день. При этом участники и их представители могут присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками, а также вести аудио- и видеозапись вскрытия конвертов. Если на процедуре вскрытия присутствует представитель участника закупки, то у него в обязательном порядке должна быть доверенность на осуществление данного действия.

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС. Данный протокол составляется в двух экземплярах, один остается у Заказчика, а второй в течение 2-х рабочих дней после подписания передается победителю вместе с проектом контракта.

Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

Контракт с победителем может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты подписания указанного протокола.

Важный момент! Если победитель уклонился от заключения контракта, то Заказчик заключает контракт с участником, занявшим второе место. При этом заключение контракта с Заказчиком для такого участника является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ , в отличие от запроса котировок в электронной форме.

4. Порядок проведения запроса котировок в электронной форме

Теперь давайте с вами рассмотрим порядок проведения ЗКЭФ. В нем есть существенные отличия от бумажной процедуры.

Заказчик размещает извещение о проведении закупки не менее чем за 5-ть рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок. При этом срок размещения извещения никак не зависит от НМЦК.

Подача заявок на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС (с 01.01.2019 года) и аккредитованными на электронной площадке, на которой будет проводиться ЗКЭФ.

Заявка подписывается квалифицированной электронной подписью и направляется участником оператору электронной площадки через соответствующий функционал самой площадки. В отличие от бумажной процедуры участник вправе отозвать свою заявку не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок, направив об этом уведомление оператору площадки.

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в запросе котировок в электронной форме оператор площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить ее получение.

В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ оператор электронной площадки направляет Заказчику все поданные заявки, а также информацию и электронные документы участников, предусмотренные ч.11 ст. 24.1 44-ФЗ.

В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок, котировочная комиссия Заказчика рассматривает заявки на участие в ЗКЭФ.

Комиссия рассматривает заявки участников на соответствие требованиям и формирует по итогам такого рассмотрения протокол рассмотрения заявок , который подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Данный протокол направляется оператору электронной площадки.

После этого оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не была отклонена Заказчиком, порядковый номер по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта и определяет победителя. Затем оператор площадки формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и размещает его в ЕИС и на электронной площадке в течение одного часа с момента получения от Заказчика протокола рассмотрения заявок .

Важный момент! Заказчик не знает ценовых предложений участников, он лишь рассматривает заявки на соответствие требованиям. Ранжирование участников закупок и определение победителя производит оператор площадки, исходя из протокола рассмотрения заявок и цен, предложенных участниками.

В течение 5-ти дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель ЗКЭФ подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление (сокращенно ОИК), если данное требование было установлено Заказчиком, либо размещает протокол разногласий.

Важный момент! Протокол разногласий предусмотрен только в электронном запросе котировок (в бумажном запросе котировок его нет!) и направить его Заказчику можно только один раз.

Затем, в течение 3-х рабочих дней с даты размещения победителем ЗКЭФ на электронной площадке подписанного со своей стороны проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление ОИК (платежное поручение или ), Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (сокращенно ЭП) контракт, подписанный со своей стороны.

В том случае, если победителем был направлен протокол разногласий, Заказчик либо вносит изменения в проект контракта и размещает в ЕИС и на ЭП в течение 3-х рабочих дней измененный проект контракта, либо размещает исходный проект контракта и отказ о внесении изменений. И тогда у участника есть три рабочих дня на подписание проекта контракта со своей стороны.

Как было сказано ранее, если победитель ЗКЭФ уклонится от заключения контракта, Заказчик вправе предложить заключить контракт участнику, занявшему 2-е место. Однако такой участник ВПРАВЕ отказаться от заключения контракта с Заказчиком без каких-либо последствий для себя.

Для того, чтобы вы лучше могли запомнить порядок проведения запроса котировок в электронной форме, ниже я разместил наглядную схему.

5. Извещение о проведении запроса котировок

Давайте теперь с вами рассмотрим, какая же информация должна содержаться в извещении, размещаемом Заказчиком на официальном сайте ЕИС.

Согласно требованиям статьи 73 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

1) Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст.42 44-ФЗ);

2) Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3) Краткое изложение условий контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ), содержащее:

— наименование и описание объекта закупки;

— информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта;

— информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;

— сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

— начальная (максимальная) цена контракта;

— источник финансирования.

4) Идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ);

5) Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);

6) Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);

7) Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п.6 ст.42 44-ФЗ);

8) Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 44-ФЗ (п.8 ст.42 44-ФЗ);

9) Преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (п.9 ст.42 44-ФЗ) (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов);

10) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ (п.10 ст.42 44-ФЗ);

11) Информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в случае осуществления такой закупки Заказчиком) (п.11 ст.42 44-ФЗ);

12) Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 44-ФЗ;

13) Форма заявки на участие в запросе котировок;

14) Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;

15) Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;

16) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 25 ст.95 44-ФЗ;

При проведении запроса котировок в электронной форме в извещение дополнительно включается информация об адресе электронной площадки, на которой будет проводиться процедура, а также дата и время окончания срока подачи заявок.

Обязательно к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

6. Заявка на участие в запросе котировок

Вот мы и подошли с вами к самой важной части статьи. Поскольку в статье речь идет о двух видах запросов котировок, то сначала мы рассмотрим содержание заявки для “бумажной” процедуры, а затем для электронной.

Заявка на участие в запросе котировок в бумажной форме

Согласно требованиям ч.3 ст.73 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), ФИО (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) Предложение о цене контракта, предложение о цене каждого наименования поставляемого товара в случае осуществления закупки товара;

3) Документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (Примечание: учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов) в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;

4) ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ;

6) Документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов (Примечание: При отсутствии в заявке документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

7) Декларация о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с п.3 — 9 ч.1 ст.31 44-ФЗ.

Важный момент! Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением тех, что перечислены выше, не допускается.

Типовые формы (шаблоны) котировочных заявок можно скачать .

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме

Заявка на участие в ЗКЭФ состоит из предложений участника о предлагаемых товаре, работе, услуге, а также о цене контракта (ч.2 ст.82.3 44-ФЗ).

Согласно ч.9 ст.82.3 44-ФЗ заявка на участие в ЗКЭФ должна содержать следующие документы и информацию:

1) Согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) При осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) Документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ а, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. В случае, если указанными НПА предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара или о стране происхождения и производителе товара, такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (Примечание: При отсутствии в заявке документов, предусмотренных настоящим подпунктом, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

б) Конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии) (Примечание: Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в извещении указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении);

3) Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), ФИО (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника такого запроса, номер контактного телефона, ИНН участника такого запроса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН участника такого запроса (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса;

4) Декларация участника в электронной форме, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки:

а) О соответствии участника требованиям, установленным п.1, 3 — 9 ч.1 ст.31 44-ФЗ;

б) О праве участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ в случае, если участник ЗКЭФ заявил о получении указанных преимуществ (при необходимости);

в) О принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ (при необходимости).

Важный момент! Требовать от участника предоставления иных информации и электронных документов, за исключением предусмотренных выше, не допускается.

Важно помнить! Основными причинами отклонения котировочных заявок являются:

  1. Непредоставление необходимых документов и (или) информации в составе заявки;
  2. Предоставление недостоверной информации;
  3. Несоответствие предоставленной информации требованиям извещения.

7. Признание запроса котировок по 44-ФЗ несостоявшимся

Запрос котировок в бумажной форме признается несостоявшимся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.6 ст.77 44-ФЗ);
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.9 ст.78 44-ФЗ);
  3. Котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок (ч.9 ст.78 44-ФЗ);
  4. После даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.3 ст.79 44-ФЗ);
  5. После даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки (ч.4 ст.79 44-ФЗ).

В случаях, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

В случае, указанном в пункте 3, Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4-е рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом Заказчик ОБЯЗАН направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем 3-м его потенциальным участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

В случае, указанном в пункте 5, Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

Запрос котировок в электронной форме признается несостоявшимся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ подана только одна заявка на участие в таком запросе или не подано ни одной такой заявки (ч.14 ст.82.3 44-ФЗ);
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в ЗКЭФ котировочная комиссия отклонила все поданные заявки или только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении (ч.9 ст.82.4 44-ФЗ).
  3. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ такой запрос признан не состоявшимся по основаниям, указанным в ч.1 ст.82.6, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ не подано ни одной заявки;
  4. По результатам продления срока подачи заявок при рассмотрении заявок котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в нем, либо по основаниям, предусмотренным ч.15 ст.83.2 44-ФЗ (уклонение победителя от заключения контракта);
  5. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ такой запрос признан не состоявшимся по основаниям, указанным в ч.1 ст.82.6 44-ФЗ, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка и при этом такая заявка признана соответствующей требованиям, указанным в извещении;
  6. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ при рассмотрении заявок котировочной комиссией только одна такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В случаях, перечисленных в пунктах 1 и 2, Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в ЗКЭФ на 4-ре рабочих дня .

В случаях, перечисленных в пунктах 3 и 4, Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с 44-ФЗ.

В случаях, перечисленных в пунктах 5 и 6, Заказчик заключает контракт с единственным участником в соответствии с п.25.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Важный момент! Если в “бумажном” запросе котировок подана одна заявка и она признана соответствующей, либо по результатам рассмотрения заявок Заказчиком только одна заявка была признана соответствующей требованиям, Заказчик заключает контракт с единственным участником. А вот в электронном запросе котировок в указанных случаях Заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 4-ре рабочих дня .

8. Заключение контракта по результатам запроса котировок

Согласно ч.13 ст.77 44-ФЗ контракт по итогам проведения запроса котировок в бумажной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20-ть дней с даты подписания указанного протокола. Контракт заключается в письменной форме.

Важный момент! Участник (юридическое лицо) при подписании контракта с Заказчиком должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.

Согласно ч.9 ст.83.2 контракт по итогам проведения запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

При этом саму последовательность заключения контракта по итогам проведения ЗКЭФ я указал в разделе 4 — “Порядок проведения запроса котировок в электронной форме” настоящей статьи. Для вашего удобства ниже я разместил две схемы заключения контракта.

Схема заключения контракта без протокола разногласий:

Схема заключения контракта с протоколом разногласий:

Примечание: Красным цветом на схемах указаны календарные дни, синим — рабочие.

9. Чем отличается запрос котировок от запроса предложений?

Многие поставщики задаются вопросом, чем запрос котировок отличается от запроса предложений. Ответ на этот вопрос вы найдете в видео, размещенном ниже:

10. Чем отличается запрос котировок от электронного аукциона?

И наконец, предлагаю рассмотреть отличия запроса котировок от аукциона в электронной форме. В видео, размещенном ниже, подробно рассмотрены принципиальные отличия этих двух процедур:


На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад на них ответить. Также не забывайте ставить лайки и делиться ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


После ее прочтения становится понятно что это такое, как разместить и как участвовать в запросе котировок. В ней содержится информация , которая может быть полезна как специалисту в области государственных торгов, так и человеку, только начинающему сталкиваться с прокьюрементом.

Определение запроса котировок

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и последующему закону №44-ФЗ (О Федеральной контрактной системе) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Единственным местом размещения информации о заказах в форме запроса котировок, публикуемых государственными учреждениями, является Официальный сайт РФ www.zakupki.gov.ru

Планирование закупок

Минэкономразвития и ФАС подготовили проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», в котором в перспективе тоже имеет место такой способ размещения заказа, как запрос котировок. При этом информацию о предполагаемых заказах можно будет увидеть на официальном сайте еще на этапе планирования, что позволит многим организациям, индивидуальным предпринимателям заранее спланировать свою деятельность, как минимум на год вперед.

Требования к запросу котировок

Размещение заказа путем запроса котировок цен имеет ограничение на поставку одноименных товаров, работ, услуг в течение квартала на сумму более, чем 500 тыс. руб. Однако начальная цена контракта в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи других товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения не ограничивается. Также без ограничения цены контракта осуществляется размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Для того, чтобы участвовать в запросе котировок цен, в первую очередь, необходимо найти на официальном сайте извещения о проведении соответствующих тендеров. На сайте представлена информация о размещении заказов, об уже заключенных контрактах, о планах-графиках заказчиков, также представлен реестр недобросовестных поставщиков и ссылки на различные ведомственные службы, в том числе на сайт Минэкономразвития и на сайт ФАС.


Кстати! Помочь с оформлением заявки на запрос котировок, ее проверкой, а также проконсультировать по участию в нем с удовольствием смогут наши специалисты. Найдите запрос котировок и закажите услугу по подготовке котировочной заявки и вы гарантированно 100% будете допущены к участию и победите в аукционе с большой вероятностью.

Поиск запроса котировок

Поиск извещений о проведении закупок можно осуществлять по нескольким фильтрам:


После вышеописанных действий на странице сайта отразиться результат, который далее можно уточнить. Пользователь имеет возможность указать:


Особенности размещения заказа включают в себя еще ряд позиций, касающихся уже непосредственно участников размещения заказа. Остановимся на них поподробнее.

Заказы для субъектов малого предпринимательства.

Данный параметр отражает заказы, которые опубликованы исключительно для участников размещения заказа, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии со ст. 15 Закона о закупках все муниципальные и государственные заказчики обязаны размещать заказы для субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г №642). К субъектам малого предпринимательства согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели соответствующие следующим условиям:

    для юридических лиц суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, благотворительных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%

    численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек

    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, в настоящее время это 400 млн. руб. в год

Отсюда следует, что если в извещении установлено требование о том, что в запросе котировок могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, и вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то Вы смело можете подавать заявку для участия. В случае, если Вы не соответствуете требованиям то заявку подавать нельзя, так как она однозначно будет отклонена комиссией на этапе рассмотрения заявок.

Преимущества в отношении цены контракта

Согласно ст. 14 Закона о закупках все заказчики могут предоставлять преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при размещении заказов, о чем в своем извещении заказчики информируют всех участников.

Извещение о проведении запроса котировок

После того как Вы определились с теми параметрами, которые хотели бы увидеть, и выделили все условия, которые вам необходимы, посмотрим что отражено в извещениях о проведении запроса котировок. Согласно ст. 45 Закона о государственных закупках извещение о запросе котировок и проект контракта размещаются на официальном сайте не менее чем:

    за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок

    за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок при размещении заказа на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., а также в случае размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения

Извещение о проведении запроса котировок доступно для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Каждое извещении в обязательном порядке содержит следующую информацию:

    Данные о заказчике (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контрактное лицо и телефон)

    Указан источник финансирования заказа

    Наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика

    Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются в обязательном порядке только при размещении заказов на поставки машин и оборудования

    Место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей

    Максимальную цену контракта и ее обоснование. Максимальная цена контракта устанавливается на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, данных государственной статистической отчетности, официальных сайтов, реестра контрактов, информации о ценах производителей, общедоступных результатов изучения и исследования рынка (ст. 19.1 Закона о государственных закупках)

    Место и срок подачи котировочных заявок, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок

    Срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

    Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа

Кроме того, извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае указания на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения, являющегося эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств. Указание на товарные знаки должно сопровождаться словами "или эквивалент".

Обратите внимание! Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Если заказчиком установлено требование об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков, то оно обязательно вносится им в извещение о проведении запроса котировок!

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Pеестр недобросовестных поставщиков

Как попадают в реестр недобросовестных поставщиков? В первую очередь туда включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта. То есть в случае, если вы подали заявку на участие в запросе котировок, выиграли и в последний момент отказались заключать контракт, Вы автоматически попадаете в этот реестр. Кроме этого условия, при неисполнении контракта, либо исполнении контракта поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с существенными нарушениями, по решению суда с Вами может быть, расторгнут контракта, и Вы опять же попадете в реестр недобросовестных поставщиков. И только по истечении 2 лет сведения об организации исключаются из реестра, если не было обжалования в суде.

Котировочная заявка

для того, чтобы участвовать в запросе котировок требуется подать заявку. Как ее составить, чтобы выиграть.Котировочные заявки не имеют четко регламентированной формы, но сведения, которые в ней должны быть отражены всегда одинаковые.

Срок подачи котировочной заявки устанавливается в извещении о проведении запроса котировок. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа.

Котировочная заявка подается заказчику или уполномоченному органу. Она может быть подана как в письменной форме, так и в форме электронного документа. В случае подачи котировочной заявки в письменной форме расписка в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения выдается участнику размещения заказа по его требованию. В случае подачи электронной котировочной заявки заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение ее получения в письменной или электронной форме.

Разъяснения по поводу того, что следует понимать под котировочной заявкой в электронной форме, даны в Письме Минэкономразвития России от 07.09.2011 N Д28-327. В нем говорится, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Следовательно, под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и который обязательно содержит ЭЦП.

Котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

    Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа

    Идентификационный номер налогоплательщика

    Наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ

    Согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок

    Цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи)

Рассмотрение и оценка котировочных заявок производится котировочной комиссией, которая создается заказчиком, уполномоченным органом. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Обратите внимание! Котировочные заявки не рассматриваются и отклоняются котировочной комиссией, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Если в указанные сроки подана лишь одна котировочная заявка, то заказчик может продлить сроки приема котировочных заявок, но только на четыре рабочих дня. Причем информация о продлении срока приема заявок размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок!

В течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, котировочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки участников размещения заказа.

Победитель запроса котировок

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и содержит самую низкую цену товаров. При наличии нескольких одинаковых заявок победителем признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

В случае если Вашу заявку отклонили, и Вы считаете, что данное решение необоснованное, то данное решение можно обжаловать в ФАС.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочная комиссия оформляет протоколом, который подписывается всеми членами комиссии и заказчиком. Указанный протокол размещается на официальном сайте сразу же в день его подписания. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, а второй в течение двух рабочих дней с момента его подписания заказчик передает победителю в проведении запроса котировок вместе с проектом контракта.


Кстати! Ежедневно получать самые свежие контакты победителей запросов котировок можно подписавшись на услугу рассылки победителей тендеров у нас на сайте.

Заключение контракта с победителем производится в срок, указанный в извещении о запросе котировок, но не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня его подписания.

И наконец хотелось бы остановиться на расходах участника размещения заказа путем запроса котировок. Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что независимо от способа размещения заказа участник размещения заказа участвует в нем бесплатно. Это касается как торгов, так и исключительных вариантов размещения заказов, в том числе путем запроса котировок. О том, что Закон запрещает взимать плату за участие в запросе котировок с участника размещения заказа, прямо сказано в ч. 7 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.

На запрос котировок подана всего 1 заявка. Как заключить контракт с участником-автором, который подал единственную заявку на запрос котировок, и в какие сроки, узнайте из нашего материала.

На запрос котировок подана 1 заявка

Запрос котировок – один из конкурентных методов определения поставщика в рамках осуществления государственных закупок по 44-ФЗ. Запрос котировок - это довольно популярная процедура, так как позволяет быстро найти исполнителя по контракту, затратив на это минимум материальных и временных ресурсов. Запрос котировок проводится без осуществления тендерного отбора и возможен только для контрактов на сумму не более 500 тысяч рублей.

Запрос котировок является удобной процедурой как для заказчиков, так и для исполнителей, однако и здесь не исключены сложности. Многие заказчики сталкиваются с трудностями, когда при проведении запроса котировок на конкурс была подана всего 1 заявка. Нужно ли в таком случае заключать контракт с участником, подавшим единственную заявку, или необходимо признавать тендер несостоявшимся? Закон 44-ФЗ содержит четкий механизм действий для заказчика на случай, когда при запросе котировок была подана всего 1 заявка.

Отсутствие заявок или единственная заявка в запросе котировок

В обоих случаях (поступила единственная заявка или только 1 заявка соответствует требованиям) перед тем, как начать процедуру заключения контракта с единственным поставщиком, необходимо признать тендер несостоявшимся ().

Важно

Согласование контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося запроса котировок не требуется. После признания тендера несостоявшимся можно приступать к процедуре заключения контракта в оговоренные сроки без получения разрешения от контролирующего органа.

Порядок заключения контракта с автором единственной заявки

Заключение контракта с участником, подавшим заявку, соответствующую требованиям, по процедуре работы с единственным поставщиком является обязанностью заказчика. Это значит, что заказчик не имеет права отказать автору единственной заявки в заключении государственного контракта.

Порядок действий заказчика, если на запрос котировок подана единственная заявка:

  1. Сбор заявок (включая период возможного продления срока тендера);
  2. Проверка единственной заявки котировочной комиссией;
  3. Составление протокола проверки и размещение его в единой информационной системе;

Контракт по статье 93 Закона 44-ФЗ должен быть заключен в сроки:

  • не ранее, чем спустя 7 дней с момента размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок запроса котировок
  • не позднее 20 дней с момента подписания протокола.

Закон предусматривает для заказчика возможность отменить процедуру запроса котировок, однако это не может быть сделано в том случае, если уже было принято решение о допуске одной или нескольких заявок. В случае, когда заказчик пытается уйти от заключения контракта, потенциальный поставщик может обратиться в Федеральную антимонопольную службу или суд для признания действий заказчика незаконными.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»